Когда дом всегда с тобой. Караванинг: особенности и преимущества
В странах Европы такой вид отдыха привычен для всех, но в России это пока что нечто необычное, хоть и стремительно набирающее обороты. Караванинг (с англ. Car – «авто», van – «прицепной вагон») – популярный в Европе тренд как для обеспеченных пенсионеров, так и для молодых людей, предпочитающих спонтанные и самостоятельные путешествия. Сложно сказать, кто был первый, кому пришла в голову такая идея: одни предполагают, что это изобретение американских туристов, другие – что такой способ путешествия впервые возник в Европе.
Караванинг подразумевает поездку на автодоме или автомобиле с прицепом. Автодом – это транспортное средство, обладающее двигателем и жилой зоной.
Иногда караванинг называют яхтингом на колесах. Единственное отличие – передвижение на дороге, а не на воде. Караванеры останавливаются в кемпингах, которые оборудованы водоснабжением, электроэнергией, интернетом, охраной.
Европа и Северная Америка – самые развитые регионы для кемпинга и караванинга. В США люди часто на постоянной основе живут в мобильных домах, что позволяет им без проблем переехать в другой штат при смене трудоустройства. При этом в Европе люди используют караванинг обычно только как способ путешествовать, посмотреть мир. В последнее время интерес к такому передвижению наблюдается в Китае: местные производители занимаются изготовлением оборудованных автомобилей, создают сеть кемпингов.
Караванинг: особенности и преимущества
Преимущества
- Караванинг – безопасный и бюджетный способ передвижения. Подходит для тех, кто любит неторопливый отдых и имеет много свободного времени.
- Это оптимальный вариант для экотуризма. Арендованный автодом позволит быть ближе к природе, вдали от популярных и многолюдных туристических маршрутов.
- Караванинг – отличный вариант для путешествий всей семьей. Можно в любое время остановиться и организовать передышку – как возле трассы или реки, так и в оборудованном кемпинге.
- Можно организовать комфортную поездку большой компанией – некоторые модели вмещают до 7 человек. Стоимость аренды будет почти такой же, как и стоимость номера в гостинице.
Разновидности автодомов
Есть следующие разновидности автодомов.
- Вэны (кастенвагены). Внешне напоминают привычные минивэны с одним отличием – внутреннее пространство подходит для проживания. В таких домах на колесах можно смотреть телевизор, спать, готовить. Они рассчитаны на 2-4 человек, имеют низкую теплоизоляцию. Использовать их в зимнее время года не получится.
- Альковные дома. Их легко узнать благодаря характерной надстройке над кабиной авто. Эта надстройка предназначена для оборудованной двуспальной кровати. Преимущества – возможность использовать транспортное средство в любое время года, путешествовать крупной компанией (до 7 человек). В то же время такие автодома отличаются высоким расходом топлива и неважной аэродинамикой.
- Полуинтегрированные дома. Отличаются отсутствием настройки, как в предыдущем варианте. Кабина водителя совмещается с жилым пространством. Аэродинамические показатели выше, расход топлива – ниже. Во всем другом это те же альковные дома.
- Интегрированные автодома – вариант премиум-класса. Предназначены для требовательных к комфорту клиентов, которые готовы выложить за такой дом крупную сумму денег.
Вне зависимости от разновидности автодома, у каждого из них есть туалет, душевая кабина, зона кухни с холодильником, спальные места. Все это позволяет организовать комфортное путешествие.
Возможности для караванинга в России
В России нет такого массового явления – скорее это инициатива отдельных энтузиастов. Инфраструктура кемпингов практически не развита. Отдельные кемпинги располагаются в популярных туристических районах, и их общее количество не превышает нескольких десятков. Это объясняется отсутствием караванеров, которые бы заказывали в кемпингах платные услуги. А караванеров нет из-за того, что в России не предусмотрена техническая база для такого отдыха.
Другое препятствие для российского караванинга – плохое качество дорожных покрытий. Производством техники для путешествий в основном занимаются европейские компании. Такая техника быстро ломается на российских дорогах.
По этой причине соотечественникам лучше выбирать западное направление для поездок. Испания, Скандинавия и другие европейские страны – отличный вариант для караванинга. На этих территориях хорошо развита сеть кемпингов, качество сервиса и обслуживания находится на высочайшем уровне. Любой в соответствии со своими финансовыми возможностями и пожеланиями может арендовать автодом.
Сезоны в караванинге
В караванинге есть высокий и низкий сезон. Высокий сезон – июль и август, когда европейские школьники отдыхают от учебы. В этот период стоимость и загруженность кемпингов максимальные. Если заранее не забронировать место, можно остаться вообще без него.
Загруженность в июне и сентябре идет на спад, стоимость услуг тоже снижается. Апрель, май, в некоторых странах – октябрь являются наиболее низким сезоном.
Европейские кемпинги открыты с мая по сентябрь, однако в случае с приморским отдыхом есть свои особенности. Работающие в городах больше ориентированы на отдых в течение круглого года.
Караванинг для начинающих
Тем, кто еще ни разу не путешествовал таким способом, рекомендуется взять с собой знающего туриста, у которого уже есть опыт караванинга. Первую поездку необходимо хорошо распланировать, приняв в учет всевозможные нюансы.
Сначала рекомендуется арендовать автодом, а не приобретать его. Это позволит выяснить, действительно ли караванинг подходит вам как способ путешествия – возможно, окажется, что вы больше предпочитаете распланированный через турагентство отпуск.
Для того чтобы управлять автодомом весом до 3,5 тонн, необходимы права категории «B».
Аренда автодома доступна в любой европейской стране – достаточно интернета и элементарных знаний английского. Просто введите в строке поиска «Rent motorhome» и название целевой страны, после чего начинайте изучать доступные варианты.
Необходимо учесть и тип дома, так как от этого зависит стоимость аренды. Например, в Чехии аренда трейлера в сутки составляет 20 евро, а автодома – 80 евро. Также потребуется внести залог – в пределах 900 евро за автодом и 300 евро за трейлер.
В бюджет необходимо заложить стоимость топлива, плату на дороги, сборы, пребывание в кемпинге (до 40 евро в сутки), средства на непредвиденные расходы.
Расходы на караванинг
В среднем семья из 4 человек платит 500 евро в неделю. Это выгодно, поскольку посещать кафе и рестораны не нужно – есть возможность готовить в автодоме. Для дополнительной экономии рекомендуется взять продукты с собой из дома, не закупаясь в местных супермаркетах.
Если туристы планируют находиться в одном кемпинге долгое время, то владелец может предоставить гостям скидку.
Также можно воспользоваться кемпинговыми картами CCI – они позволяют сэкономить до 40% при планировании путешествия. Это мировая организация кемперов, действие которой распространяется на множество кемпингов в 40 странах.
Для караванинга на территории РФ минимальный бюджет составляет 2 тысячи евро, если использовать технику, бывшую в употреблении. Отечественные автодома производились в 80-90 годах 20 века, новые практически не выпускаются. Минимальная стоимость кемпера – 35 тысяч евро, средняя – от 40 до 60 тысяч, верхний лимит не установлен. Можно даже купить кемпер за 2 млн евро с встроенным гаражом для авто.
Стоимость трейлера уже меньше – минимум начинается с 8,5 тысяч евро и заканчивается 20 тысячами с полной комплектацией. На рынке авто, бывшего в употреблении, можно договориться с продавцами о скидке.
Заключение
Караваниинг – возможность самостоятельно распланировать путешествие, исходя из своих интересов, бюджета и комфортного ритма. Не нужно зависеть от местного транспорта, работы учреждений. Караванинг предпочитают активные люди, ценящие свободу и самостоятельность. Автодом нуждается в обслуживании – его нужно мыть, убирать, заправлять туалетные кассеты, проводить небольшой ремонт. Полностью расслабиться как на отдыхе в отелях не получится.
В то же время караванинг предполагает новые знакомства, места, впечатления и воспоминания. Это отдых, которым полностью управляет путешественник, а значит, качество отпуска целиком и полностью зависит от него.